Запрещать или не запрещать?

Запрещать или не запрещать    Когда я растила своих  детей, то не особенно задумывалась, как часто можно говорить слово «нельзя». Просто запретами на что то, старалась облегчить себе жизнь.  А сейчас я довольно много времени провожу с внуком. И стала задумываться, не слишком ли часто я говорю слово «нельзя». Не перегибаю ли я палку?

Первый запрет на все, что связано с безопасностью малыша – это даже не обсуждается. Второй запрет – нельзя бить кота, обижать  других детишек, кусаться. Эти два запрета должны действовать всегда и везде. Это мы с внуком усвоили.  Хотя иногда и бывают осечки, особенно в отношении кота.

что нужно запрещать детям

Но вот что делать, когда малыша заинтересовала  сумка тети, которая пришла к маме? И очень интересно узнать, что изменилось в комоде, ведь мама целый день там все складывала, складывала.. И  почему на детской площадке шуметь можно, а в троллейбусе – нельзя? Я поняла, что мой внук, которому  скоро будет два года,  пока не осознает, почему на него сердятся и что от него хотят. Но я  понимаю, что  раз за разом нужно объяснять  правила поведения. Дергать и тем более наказывать – бесполезно. Я усвоила для себя, что всеми  поступками  ребенка двигает любознательность и познание окружающего мира. Как бы мне хотелось, чтобы внучек понимал все с одного слова, но …увы … в жизни все не так.  Внук учится всему, усваивая урок за уроком. И я учусь. И для себя усвоила следующее:

  1. Не нужно слишком много запретов. Не может  малыш удержать в голове слишком большое количество «нельзя». Если я заранее предвижу, что малыш заупрямится  и дело закончится слезами – стараюсь быстренько переключить его на что то другое.  Неприятная картина – кричащая нервная мама и орущий ребенок. Тем более, что от многих соблазнов можно избавиться заранее – убрать все бьющиеся вещи повыше, подальше, поставить заглушки на розетки… И так далее.
  2. Не нужно слишком много слов. Достаточно  сказать «нельзя», «стоп». И это должно быть первой реакцией. Длинные предложения в данном случае плохо действуют.
  3. Ребенку нужно объяснять и растолковывать не один раз. Пока он не поймет, что же мы от него хотим. Неважно, что завтра он сделает то же самое – нужно запастись терпением.
  4. Не нужно кричать, ругаться – он испугается  и не воспримет осмысленно наше требование. Достаточно недовольного выражения лица, более эмоциональной интонации, чтобы малыш понял  наше требование.
  5. Согласованность в действиях. Все члены семьи должны требовать от малыша одного и того же. Противоречий здесь быть не должно. Список всех «можно» и «нельзя» должен быть утвержден раз и навсегда, несмотря на то, что у каждого члена семьи будет своя точка зрения. Придется всем пойти на компромисс! В интересах ребенка.

И еще потребуется много-много терпения. Исходя их жизненного опыта при воспитании своих собственных детей, я понимаю, что намного результативнее один раз шлепнуть, чем сто раз повторять одно и тоже. Но… физическое наказание – это агрессия.  В маленькой головке постепенно укладывается – раз взрослые могут стукнуть, то почему мне нельзя? Вот отсюда и следует искать начало всех драк, агрессивных поступков, брани, ругани, гнева. А не сами ли мы научили этому малыша? Давайте последим за собой. Малыш играет на детской площадке, кто то его толкнул, а кого то  и он.  Или  обсыпал песком играющего рядом малыша. Немедленно последует гневный окрик, ругань с нашей стороны! А нужно проявить твердость и терпение, если мы задумываемся о перспективе. Увести его в сторону. Занять чем то другим, терпеливо объяснять.

Мы, взрослые, часто путаем понятия запрет и наказание. Запреты устанавливают для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка, чтобы обучить его правилам поведения. Запреты – это не трогать ножи, не втыкать ничего в розетки, не рисовать на обоях, а только в альбоме,  не обижать животных, не кричать в транспорте, не размазывать еду по столу…. и тому подобное.

подход к детям

 А вот наказание — это родительское бессилие, проявление нетерпения. Чтобы не было наказаний, стояний в углу, слез, испорченного настроения,  лишения поездок и других радостных моментов в жизни малыша, нужно нам, взрослым, выбрать путь многократных  и многократных повторений запретов, твердых их повторений изо  дня в день. И последовательность. Если нельзя сегодня размазывать кашу по столу, значит нельзя и завтра. Даже, если маме очень хочется поболтать по телефону….

самостоятельный ребенок

И еще. Ребенок растет. Не будем  тормозить его развитие своими запретами. Если ножницы нельзя в полтора года, то по мере взросления можно дать ему тупоносые и разрешить резать газету. По выходным можно проявить гибкость и разрешить поваляться в родительской постели. Разумная гибкость обязательно нужна, но, на мой взгляд – для более старших детишек. Удачи Вам в воспитании своих чад!

родители и малыш

 

С уважением, Admin Kotya.

С удовольствием отвечу на Ваши вопросы в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

;-) :| :x :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :???: :?: :!: