Свобода по Монтессори

Свобода по МонтессориЛюбящие, заботливые, интересующиеся родители слышали о существовании методики Марии Монтессори (1870-1952гг). В наши дни метод Монтессори сверхпопулярен. Существует огромное количество центров раннего развития, детских садов, которые работают по методу Монтессори и пропагандирующие самый главный девиз этой методики: « Помоги мне это сделать самому. И тогда я все пойму».Все знают, насколько бывает упорным малыш — ему обязательно нужно пристроить мячик на стульчик, с которого он скатывается. Но он настойчиво его туда укладывает снова и снова… Или ему просто необходимо затолкать кубик в коробочку, а кубик почему то не желает… Ребенок хочет дойти до всего сам. Для этого ему нужно дать полное право делать все самому, нарабатывая опыт. Вот на этом и основан метод Монтессори: предоставить больше свободы и создать все необходимые условия для познания мира.

Воспитание по МонтессориВозраст от 0 до 3 лет — это возраст, когда малыш как губка впитывает все что видит, слышит, осязает. За эти три года ребенок получает столько знаний и умений, и вряд ли его последующая жизнь целиком может сравниться по значимости для развития его личности. В этот период развития ребенка очень важна эмоциональная настроенность родителей ( мамы особенно) . Важно понимание ребенком -я любим, я защищен!

Родители! Задумайтесь и примите к сведению — этот период жизни имеет колоссальное значение для маленького человека. Этот период жизни ребенка Мария Монтессори назвала «впитывающим».

Возраст с 3 до 6 лет. Это период активного строительства «самого себя». Ребенок через игру развивает память, мышление, восприятие окружающего мира. Если в этот период заботливые и любящие родители помогут ребенку, создадут развивающую среду обитания для него ( занятия музыкой, обучение чтению, счету) – можете быть уверены, что с вашим малышом все будет в порядке. Потому что «впитывающий» период продолжается, а для детей этого возраста присущ такой тип отношения к жизни: труд, исполнение собственного долга доставляют радость. К слову заметим, для взрослых же работа является обязанностью не всегда радостной и приятной. Не стоит жалеть ребенка — посильный труд, исполнение обязанностей, совместное дело – все это только в радость для него. А родители должны твердо уяснить- чем больше вы уделяете времени для совместных занятий с ребенком, тем больше радости и счастья вы от него получите впоследствии.

класс по МонтессориРодители, бабушки, дедушки- все кто занимается воспитанием малыша должны понимать: предоставляя детям инициативу в обучении, можно добиться гораздо лучших результатов, чем ограничивая свободу малыша. Желая ему помочь, мы бросаемся везде подставить свои руки, мы очень многое делаем за своих крох. А нужно делать совсем другое – предоставить шанс сделать что-то самостоятельно. И помнить — можно все, что неопасно для жизни.

А теперь заглянем в учебный класс «Монтессори».

учебный класс

В классах занимается не более 40 человек.

В учебных классах нет громоздких парт.

Вместо них – маленькие, легко передвигаемые столики. Но обычно дети занимаются на полу на ковриках.

Учебный класс делится на зоны:

  • зона практической жизни; дети осваивают в процессе игры жизненно важные навыки — застегивать пуговицы, завязывать шнурки, одеваться, раздеваться.
  • зона сенсорного развития; здесь дети усваивают понятия веса, формы, размера, цвета, звука.
  •  зоны различных наук; здесь дети знакомятся с буквами и цифрами и получают различные знания.

Существуют и определенные правила на занятиях. Говорить по очереди, не мешать другим, не ходить по чужим коврикам. Можно брать только один набор для игры, когда вернешь его на полку -берешь следующий. Каждый убирает за собой – подметает, вытирает, складывает на место.

Побываем на занятиях.

1. Физические упражнения в школе Монтессори — это ритмическая ходьба или маршировка по прочерченной по полу линии шириной около 4 см. Линия должна представлять собой эллипс длиной не менее 4м.

учебная комнатаМалышам легче бежать, чем идти и тут придется приложить усилия. Детишки не должны сталкиваться на линии, они могут идти мелкими шажками или широкими. Кстати, хождение по линии можно выполнять и дома под музыку. Когда малыш научиться хорошо ходить по линии, можно дать ему стакан воды в ручку, пусть идет и постарается не пролить воду. Или дать колокольчик. Нужно постараться, чтобы он не звенел.

Дети любят заниматься на лесенке, ползать на канате, заниматься на других снарядах. Им нравятся самокаты, велосипеды, качели, санки, лыжи. Никто не станет спорить, что физические упражнения — важная составляющая гармоничного развития ребенка.

2. Упражнения для развития сенсорики. Для развития осязания используются материалы — гладкие и шершавые таблички, кусочки различных на ощупь тканей. Тренируется чувствительность рук и ног. Для развития слуха используются различные погремушки, разнотональные колокольчики, бубенчики. Для развития вкуса используются вкусовые стаканчики — сладкие, соленые, кислые, горькие. Поочередно пробуя все жидкости, малыш учится словам, характеризующим эти жидкости. Для пространственного воображения используются круги, шары, квадраты, кубы. Дети рисуют красками, карандашами, чертят пером, лепят из пластилина.

учебные занятия Svoboda po Montessori18 занятия с детьми дети на занятиях дети на занятиях1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Обучение чтению и письму. Используются специальные пособия. Шершавые буквы наклеиваются на деревянные дощечки. Гласные — на голубом фоне, согласные — на красном.

обучение чтению и письмуИспользуется подвижный алфавит, магнитные кубики с буквами. Широко применяют трафареты, например, нарисовать на бумаге три пустых квадрата для слова «шар» и попросить ребенка положить на квадраты нужные кубики-буквы.

 

4.Обучение математическим навыкам. Для этого используются обучающие пособия «Штанги», «Веретена», «Золотые бусины».

Методика существует около ста лет и временем доказала, что результат занятий действительно впечатляющий. Но родители должны помнить, что воспитание ребенка все же начинается дома. Дома малыш проводит большую часть своего времени, дома у него появляются и закрепляются навыки, привычки, знания. Не всегда есть возможность водить ребенка в центр Монтессори. Цена обучающих пособий достаточно велика. Да и сами обучающие пособия занимают немало места в квартире. Никто не станет спорить, что полноценное обучение ребенок получит только в учебном классе Монтессори. Но, и дома можно создать благоприятную обстановку для развития ребенка и познания им окружающего мира. Часто ли мы, взрослые, задумываемся об удобной обстановке для своих малышей и при этом не забыть о безопасности малыша? А ведь подчас ему непросто взять такую необходимую для него вещь. А потом положить ее на место. Обязательно нужны детский столик и стульчик, и они не должны быть тяжелыми. Ребенок должен сам уметь передвигать их. Так же необходима полка для хранения всего необходимого для ребенка. Он должен сам доставать нужные ему вещи и уметь их складывать на полку.

обучение счетуСамые простые предметы, которые есть в каждом доме, могут превратиться в Монтессори-материал. Например, ребенок может отрабатывать точность движений, пересыпая рис из кувшина в чашку. Когда у него станет получаться, можно усложнить упражнение, взяв вместо риса воду или сок. Глазомер можно развивать, собрав несколько бутылок или банок разного размера, и предложив ребенку подбирать к ним правильные кры

Обрезки тканей могут стать Монтессори-пособием. Подберите несколько видов ткани с различными текстурами – по два каждой, пусть ребенок изучит их и научится собирать пары. Потом завяжите ему глаза и предложите сделать то же самое.шки.

Упражнения «на ощупь» вообще очень полезны и интересны ребенку. Можно просто собрать штук десять небольших предметов, которые хорошо знакомы ребенку (карандаш, пуговицу, ложку), сложить их в плотный мешочек и предложить ему опознавать предметы на ощупь, с завязанными глазами.

ребенок учится играяВыберите для пособий определенное место, которое будет известно и доступно ребенку. Так он сможет привыкнуть убирать за собой, и сам будет решать, чем сегодня будет заниматься, сколько раз повторить упражнение и когда остановиться. Только пусть ребенок усвоит, что нельзя бросать незаконченные дела, и надо довести начатое до конца, и только потом убирать пособия.

Помните, в методике Монтессори самое главное – самостоятельная работа, поэтому проявляйте терпение и не пытайтесь что-то навязывать вашему малышу или делать задание за него. То, что взрослый считает элементарным, для трехлетнего человечка может быть непростой задачей. Суть Монтессори-упражнений – давать ребенку возможность действовать самостоятельно, ваша задача – просто присматривать за его работой.

Отсюда же вытекает еще одно правило: не надо лишних слов. Объясняя ребенку задание, говорите и показывайте только то, что необходимо. Пусть он сам на практике познаёт характеристики вещей, занимаясь собственной «исследовательской работой».

И, конечно же, подобная работа с Монтессори-материалами не должна превращаться в тяжелую повинность или обязаловку. Ребенок учится, играя, и лучше воспринимает новое, когда настроен на это. Поэтому если сегодня малыш не хочет что-либо делать – перенесите это на завтра. Ведь самое главное – проводить время с вашим малышом и заниматься увлекательными вещами, которые доставляют радость вам обоим.

Занимайтесь по методике Монтессори! В центре, в школе, в садике, дома. Если вы предоставите детям свободу и создадите развивающую среду — они обязательно добьются успеха! Эти книги помогут вам!

книга по Монтессори пособие по Монтессори учебник по Монтессори

 

 

 

 

 

 

 

 

В статье использованы материалы Анастасии Герасимовой (монтессори-педагог), журнал «Мой ребенок» — № 4 — 2012 г.

С уважением, Admin Kotya.

С удовольствием отвечу на Ваши вопросы в комментариях!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

;-) :| :x :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :???: :?: :!: