Малыш идет в детский сад… Как безболезненно адаптироваться?

Малыши подрастают и приходит время идти в детский сад…Как помочь ребенку безболезненно адаптироваться? Этим вопросом задаются многие родители.

Садик – это первая ступенька жизни нашего малыша. Волнения, тревоги, заботы – как там будет малышу, какие воспитатели, какие дети, какое питание…

ребенок не хочет идти в детский садНаверняка, многие мамы и папы сталкиваются с такой ситуацией. Их малыш — очень улыбчивый и послушный. Хорошо разговаривает, давно уже не писает в штанишки, знает много стишков, достаточно развит для своего возраста, хорошо справляется с ложкой и вилкой. Родители уверены, что у него все сложится в садике, ведь у него есть навыки, и он достаточно коммуникабельный ребенок. Игореша ходит в садик вторую неделю, и у мамы все больше вопросов и переживаний…

Ребенка словно подменили, по любому поводу истерики, плохо ест, иногда штанишки становятся мокрыми, стал плохо спать… Стал очень пугливым. И самое неприятное – не хочет идти в садик, плачет при расставании, кричит, что его не любят… Мама сама готова разрыдаться. После разговора с воспитательницей, мама совсем потеряла покой. Оказывается, малыш за две недели не смог ни с кем подружиться, целый день сидит на стульчике, ни с кем не разговаривает, смотрит на входную дверь – не идет ли мама. Увлечь игрушками его невозможно. К детям не подходит, хотя сам несколько месяцев назад утверждал, что очень хочет пойти в садик и дружить с ребятами.

Психологи такую ситуацию объясняют тем, что «подменили» ребенка новые обстоятельства его жизни, что сейчас у него период адаптации, и ребенок через некоторое время приспособится к этим новым обстоятельствам, а именно к детскому саду.

Адаптация к детскому саду включает несколько показателей, которые в большей или меньшей степени проявляются в поведении ребенка.

Показатель первый, самый важный – это отрицательные эмоции. Подавленность, безучастность, угнетенное состояние. Ребенок плачет, зовет маму, вырывается из рук воспитательницы и няни, не ест, не отвечает на вопросы, спать не укладывается вообще. Плачет за «компанию» с другими новенькими детьми.

Показатель второй – страх. Ребенок боится новой обстановки, новых людей, новых незнакомых детей. Иногда боится, что его забудут вечером забрать

Показатель третий – гнев. Возникает на фоне стресса, ранимости ребенка. Гнев вырывается наружу, достаточно  малейшего пустяка…

Показатель четвертый – речь. Возможны изменения в речи ребенка, словарный запас беднеет, появляются «облегченные « слова. Часто в разговоре отсутствуют существительные и прилагательные, ребенок использует одни глаголы.

Показатель пятый – двигательная активность. В связи с адаптацией ребенок бывает очень заторможен, или наоборот, гиперактивен, неуправляем.

Показатель шестой – изменение навыков. Под влиянием стресса ребенок может растерять уже имеющиеся у него навыки самообслуживания – умываться, есть самому, одеваться. Это не говорит о том, что малыш не подготовлен к садику. Часто другие дети насмехаются над ним, воспитатели и няня очень недовольны. По мере адаптации, ребенок «вспоминает» забытое и учится новым социальным навыкам.

Показатель седьмой – сон. Тихого часа, как такового, не существует. Ребенок постоянно вскакивает, и сидя в кровати, рыдает. Или сон прерывистый, со всхлипываниями. После адаптации ребенка, сон налаживается.

Показатель восьмой – аппетит.   Ребенок или объявляет «голодовку» или готов «волка» съесть. Ребенок может похудеть, может отказываться от каких- то определенных блюд. После адаптации аппетит приходит в норму.

Проанализировав все эти показатели применительно к своему ребенку, родители должны понять, что адаптация ребенка к садику – это действительно тяжелый и болезненный процесс для большинства детей.

Рассмотрим тяжелую форму адаптации. Стресс может очень сильно нарушить защитные силы ребенка, именно в период адаптации могут возникнуть заболевания, еще больше осложняющие адаптацию к садику. Возможно повышение температуры без видимых признаков заболевания…И все «цепляется»- то кашель, то насморк…Ребенок заболел, во время болезни находится дома с мамой, происходит так называемый срыв адаптации. После болезни адаптация затягивается на длительное время, ребенок может адаптироваться к садику месяцами, а иногда может и вовсе не адаптироваться. Кроме того, существует еще такое понятие, как кризис трех лет, который тоже может осложнить адаптацию. Если в анамнезе ребенка имеются «факторы риска», то они еще больше усугубят адаптацию вашего малыша. «Факторов риска» достаточно много. Это токсикозы 1 и 2 половины беременности, инфекционные заболевания будущей мамы, прием нежелательных лекарственных препаратов, стрессы, прием алкоголя, курение. Это и различные осложнения родов, асфиксия ребенка, родовые травмы, несовместимость резус-факторов мамы и ребенка, недоношенность, высокая масса тела ребенка. Это и врожденные заболевания – различные соматические заболевания, порок сердца, пиелонефрит и т.д.

Погрешности в воспитании ребенка также осложняют адаптацию. Чрезмерная опека, излишняя строгость, и наоборот, вседозволенность, когда ребенок является «царем» в семье,   не дают хороших результатов.

При тяжелой форме адаптации родители должны действовать сообща с воспитателями и педиатрами. Родители должны быть готовы к тому, что при тяжелой адаптации к садику, впоследствии возникает тяжелая адаптация к начальной школе.

У ребенка может быть легкая форма адаптации, когда все у него идет как по «маслу». Адаптация длится пару недель, никаких особых изменений в поведении нет, а поэтому нет и хлопот и переживаний.

Самая распространенная – это средняя форма адаптации. Ребенок адаптируется больше месяца, может заболеть без особых осложнений. Родителям и воспитателям не доставляет больших проблем.

адаптация малыша в детском садуИ все же, как бы ни проходила адаптация ребенка, и какой бы она ни была тяжести, родители должны знать, что нужно ребенка готовить к поступлению в детский сад. Не стоит обсуждать при ребенке проблемы, возникающие с детским садом. Не говорить ребенку, что он наказан и будет ходить в садик. Не наказывать за его капризы и выходки, отнестись с пониманием к его переживаниям. Пока ребенок не привыкнет к садику, нужно забирать его пораньше. Нежелательно отправлять ребенка в садик в разгар «кризиса 3-х лет». Нужно заранее научить ребенка навыкам самообслуживания — самому есть, одеваться, раздеваться. При возможности отдать ребенка в садик вместе с ровесниками, с которыми он уже знаком по играм во дворе. Закаливать ребенка, максимально приблизить режим дня малыша к тому режиму, который будет в детском саду. Вовремя укладываться спать. Ну и самое главное – говорить своему малышу, что он уже дорос до детского сада, что он уже большой, что он уже может некоторое время быть в разлуке с мамой и папой. Не нервничать, не показывать свою тревогу, свои переживания по поводу детского сада, обсуждать все это в отсутствие ребенка. Постоянно говорить малышу, как вы его любите, как он вам дорог, и в садик он идет не потому, что вы его стали меньше любить, а потому, что он вырос, стал большим и самостоятельным.

Берегите своих детей! Удачи вам в воспитании!

С уважение, admin Kotya! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

;-) :| :x :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :???: :?: :!: