Когда я растила своих детей, то не особенно задумывалась, как часто можно говорить слово «нельзя». Просто запретами на что то, старалась облегчить себе жизнь. А сейчас я довольно много времени провожу с внуком. И стала задумываться, не слишком ли часто я говорю слово «нельзя». Не перегибаю ли я палку? Какие запреты должны быть для малыша?
Во-первых, это запреты для малыша на все, что связано с безопасностью. Это даже не обсуждается. Второй запрет – нельзя бить кота, обижать других детишек, кусаться. Эти два запрета должны действовать всегда и везде. Это мы с внуком усвоили. Хотя иногда и бывают осечки, особенно в отношении кота.
Но вот что делать, когда малыша заинтересовала сумка тети, которая пришла к маме? И очень интересно узнать, что изменилось в комоде, ведь мама целый день там все складывала, складывала.. И почему на детской площадке шуметь можно, а в троллейбусе – нельзя?
Я поняла, что мой внук, которому скоро будет два года, пока не осознает, почему на него сердятся и что от него хотят. Но я понимаю, что раз за разом нужно объяснять правила поведения. Дергать и тем более наказывать – бесполезно.
Я усвоила для себя, что всеми поступками ребенка двигает любознательность и познание окружающего мира.
Как бы мне хотелось, чтобы внучек понимал все с одного слова, но …увы … в жизни все не так. Внук учится всему, усваивая урок за уроком. И я учусь. И для себя усвоила следующее:
- Не нужно слишком много запретов. Не может малыш удержать в голове слишком большое количество «нельзя». Если я заранее предвижу, что малыш заупрямится и дело закончится слезами – стараюсь быстренько переключить его на что то другое. Неприятная картина – кричащая нервная мама и орущий ребенок. Тем более, что от многих соблазнов можно избавиться заранее – убрать все бьющиеся вещи повыше, подальше, поставить заглушки на розетки… И так далее.
- Не нужно слишком много слов. Достаточно сказать «нельзя», «стоп». И это должно быть первой реакцией. Длинные предложения в данном случае плохо действуют.
- Ребенку нужно объяснять и растолковывать не один раз. Пока он не поймет, что же мы от него хотим. Неважно, что завтра он сделает то же самое – нужно запастись терпением.
- Не нужно кричать, ругаться – он испугается и не воспримет осмысленно наше требование. Достаточно недовольного выражения лица, более эмоциональной интонации, чтобы малыш понял наше требование.
- Согласованность в действиях. Все члены семьи должны требовать от малыша одного и того же. Противоречий здесь быть не должно. Список всех «можно» и «нельзя» должен быть утвержден раз и навсегда, несмотря на то, что у каждого члена семьи будет своя точка зрения. Придется всем пойти на компромисс! В интересах ребенка.
И еще потребуется много-много терпения. Исходя их жизненного опыта при воспитании своих собственных детей, я понимаю, что намного результативнее один раз шлепнуть, чем сто раз повторять одно и тоже.
Но… физическое наказание – это агрессия. В маленькой головке постепенно укладывается – раз взрослые могут стукнуть, то почему мне нельзя? Вот отсюда и следует искать начало всех драк, агрессивных поступков, брани, ругани, гнева. А не сами ли мы научили этому малыша?
Давайте последим за собой. Малыш играет на детской площадке, кто то его толкнул, а кого то и он. Или обсыпал песком играющего рядом малыша. Немедленно последует гневный окрик, ругань с нашей стороны! А нужно проявить твердость и терпение, если мы задумываемся о перспективе. Увести его в сторону. Занять чем то другим, терпеливо объяснять.
Мы, взрослые, часто путаем понятия запрет и наказание. Запреты для малыша устанавливают для того, чтобы обеспечить его безопасность, чтобы обучить его правилам поведения.
Запреты – это не трогать ножи, не втыкать ничего в розетки, не рисовать на обоях, а только в альбоме, не обижать животных, не кричать в транспорте, не размазывать еду по столу…. и тому подобное.
А вот наказание — это родительское бессилие, проявление нетерпения.
Чтобы не было наказаний, стояний в углу, слез, испорченного настроения, лишения поездок и других радостных моментов в жизни малыша, нужно нам, взрослым, выбрать путь многократных и многократных повторений запретов, твердых их повторений изо дня в день. И последовательность. Если нельзя сегодня размазывать кашу по столу, значит нельзя и завтра. Даже, если маме очень хочется поболтать по телефону….
И еще. Ребенок растет. Не будем тормозить его развитие своими запретами. Если ножницы нельзя в полтора года, то по мере взросления можно дать ему тупоносые и разрешить резать газету. По выходным можно проявить гибкость и разрешить поваляться в родительской постели. Разумная гибкость обязательно нужна, но, на мой взгляд – для более старших детишек. Удачи Вам в воспитании своих детей!
С уважением, admin Kotya! С удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях! Клик по рекламе поможет выжить сайту в это непростое время. Благодарим за понимание!