Правильно ли мы воспитываем своих детей? Каждый родитель хоть один раз в жизни задает себе этот вопрос…А если воспитание детей неправильное? Кто виноват? Не всегда в воспитании детей помогает родительская интуиция, иногда требуются и советы педагогов и психологов. Какие же бывают типы «неправильного» воспитания, которые негативно влияют на психику ребенка и, в конечном итоге, мы получаем очень плачевные результаты …
Первый тип – это гиперопека.
Андрей сидит на скамейке и смотрит, как мальчишки бегают с мячом, как весело смеются… А ему нельзя, он только что переболел, и ему нужно беречь голос, ведь скоро отчетный концерт в студии, где он занимается пением. Бабушка заботливо поправляет шарфик на нем, а Андрей даже не сопротивляется, он уже привык – ведь он талантлив, родители на него возлагают большие надежды, и он не может их не оправдать… Ему внушают, что он является большой ценностью, если родители его так оберегают. Ребенка лишают всякой самостоятельности, он постоянно находится под пресс — контролем. Его индивидуальность утрачена, от него требуется только повиновение. Ребенку внушили, что взрослые знают лучше, как поступать, что делать, что говорить…Ребенок постепенно превращается в робота, выполняющего команды. Родители расписали его жизнь до мелочей, а ослушаться невозможно, слишком велик контроль.
Родители не понимают, что растят безвольного и слабого человека, который даже не стремится к самостоятельности. Возможно, что в подростковом возрасте возникнет бурный протест, что станет большой неожиданностью для родителей. Но самое опасное, что такие дети становятся неудачниками во взрослой жизни, не способными жить в коллективе
Второй тип – гипоопека.
Саша живет с мамой. Мама работает целый день, у нее нет времени заниматься ребенком, а может, нет и желания. Мама часто оставляет его одного дома, он в одиночестве смотрит мультики, ждет маму и ощущает себя ненужным, нелюбимым. У Саши зависть к другим детям, они лучше накормлены, теплее одеты, обласканы родителями, у них есть игрушки и книжки… Ему кажется, что мама редко вспоминает, что он есть. Ребенок предоставлен сам себе. Психика ребенка нарушается с самого детства, что является очень опасным – может возникнуть комплекс неполноценности, обида на жизнь, на маму. Часто из таких детей вырастают люди с тяжелой судьбой.
Третий тип – «кумир» в семье.
Верочка – любимица в семье, ее все обожают, все восхищаются ей, все любят ее, хвалят, целуют и обнимают. Ничего плохого в поцелуях и обнимании, конечно, нет. Но ребенка возвели в ранг божества, которому все в семье поклоняются. Верочка – это центр Вселенной. Родители, бабушки и дедушки выполняют каждое ее желание, любую прихоть, видят незаурядность во всем. И не удивительно, что ребенок растет очень своевольным и капризным, эгоистичным потребителем. Вера не любит сама одеваться и обуваться, требует, чтобы это делали взрослые, топает ножкой, если что то не нравится… С детским садом отношения у нее не сложились – она не выполняла элементарных требований воспитателя, не смогла адаптироваться, требовала к себе повышенного внимания. Впереди школа, и впереди огромное количество проблем, и, увы, по вине взрослых людей…
Четвертый тип – «золушка» в семье.
В такой семье для ребенка не существует ласки и любви. Ребенку внушают, что он плохой, ненужный, грубый, неумеха… За свою короткую жизнь Миша слышал эти слова огромное количество раз… Разбил чашку — «неумеха»! и получил подзатыльник.. Порвал случайно рубашку – «на тебя, оболтуса, не напасешься одежды! Миша очень старается быть хорошим, старается угодить, не знает как себя вести, чтобы взрослые не ругали его. Родители постоянно сравнивают его с другими детьми, которые, по их мнению, хорошие и послушные…Миша этого сравнения боится больше всего. Гнев и раздражение родителей, постоянные наказания по любому поводу – это и есть Мишино детство… Миша часто мечтает, строит иллюзии, как Золушка из сказки, и эти мечты помогают ему в его детской жизни. Такие дети вырастают с большой обидой на родителей, и часто мстят им за свое такое неласковое и несчастливое детство
Пятый тип – «повышенная моральная ответственность»
Дашины родители возлагают на девочку большие надежды, которые не смогли реализовать сами в своей жизни. Тщеславию родителей нет предела – Даша в 4 года обязана учить два языка, учиться музыке, ходить на гимнастику. И постоянно слышит от родителей – мы не смогли, а вот ты должна…Непомерное тщеславие родителей тяжелым грузом ложится на плечи ребенка, девочка не по возрасту серьезна, задумчива, боится огорчить родителей. У таких детей возможны неврозы, так как такая ответственность непосильна для возраста ребенка.
Шестой тип – «культ болезни»
У Алеши хроническое заболевание – астма. Родители трясутся над ним, а он пользуется этим. Он прекрасно усвоил, что у него в семье есть привилегия, особые права. Про обязанности он и не думает – он же болен…И он добивается своего, ждет сочувствия, сострадания. Результат такого воспитания – растет изнеженный, слабовольный ребенок, не способный ничем пожертвовать (я же болен!). Приспособиться к реалиям взрослой жизни ему будет трудно.
Седьмой тип — « крон-принц» в семье.
Петины родители очень занятые люди, занимают высокие должности. Семья живет очень обеспеченно, но времени на ребенка у родителей нет, и нехватку времени и минимум общения с сыном они компенсируют дорогими подарками. У Пети множество вещей и игрушек, не хватает только «птичьего молока»…Родители уверены — Петя счастлив, ведь у него все есть, даже то, что недоступно большинству детей… Только им не понять, что Петя часто грустит, что ему хочется , чтобы сказку на ночь прочитала мама, а не няня . И прижаться ему хочется к маме, и погулять с мамой, и поплавать в бассейне с папой… Почему его родители не обычные люди, тогда они бы всегда были со мной рядом? – часто думает Петя. А родителей может ждать полное разочарование, когда их повзрослевший ребенок не оправдал их надежд, вырос нерешительным и слабовольным, ведь они все сделали для его будущей счастливой и обеспеченной жизни!
Восьмой тип – «противоречивость»
Маше 5 лет, она живет в просторной квартире с родителями и с бабушкой и дедушкой. Каждое утро начинается с разногласий — мама требует, чтобы ребенок вставал рано, сам умывался, одевался, завтракал. И это вполне справедливо. Бабушка придерживается других правил – зачем мучить ребенка, пусть поспит. Иногда в постельку приносят завтрак. Мамины требования игнорируются. Маша не понимает, кого ей слушать, что можно делать, а что нельзя…Ребенок начинает понимать — если мама не разрешит, то бабушка все сделает, как мне хочется. Плоды такого воспитания, когда ребенка тянут в разные стороны, очень плачевны.
Существует множество типов неправильного воспитания детей. Родители должны понимать, что они сами часто виноваты в том, что ребенок вдруг стал почему то неуправляемым, нервным или наоборот, пассивным и безразличным к окружающему миру. Что, ребенок не может найти себе друзей в садике, в школе, не может адаптироваться к дошкольному учреждению. Не имеет простейших навыков. Не может общаться с детьми. И почему то вдруг стал яростно протестовать, пребывать в состоянии стресса, психологического дискомфорта… А ведь это мы, родители являемся источником всего этого!
Родители, призадумайтесь – а все ли мы делаем правильно?
С уважением, admin Kotya! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы в комментариях! Клик по рекламе поможет выжить сайту в это непростое время. Благодарим за понимание!