Развивать малыша с рождения, раннее обучение детей – влияние моды или необходимость?

К раннему обучению у экспертов отношение неоднозначное.

Проблема раннего обучения возникла несколько  десятилетий назад не только в нашей стране, но и в других странах. Мнения крупных ученых-педагогов разделились. Многие из них предупреждают о губительном ускорении детского развития. Такая  ускоренная интеграция детей во взрослое общество способна стать тормозом нормального психического развития ребенка.

Формирование психики ребенка связано с ростом и созреванием головного мозга, а частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии. Раннее обучение детей (до 5-тилетнего возраста) цифрам, счету и чтению может иногда привести к заболеваниям, аллергическим реакциям, неврозам, тикам, навязчивым движениям. И все же,  когда  знакомить ребенка с буквами и цифрами?

Для ребенка одинаково вредным является как опережение обучения, так и запаздывание.

Психологи утверждают, что дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной жизни и к последующей жизни человека, а самоценным возрастным периодом.

Некоторые специалисты дошкольного образования утверждают, что необходимо дождаться  момента, когда у ребенка проявится интерес к обучению. Их оппоненты утверждают, что можно и не дождаться этого интереса, что интерес можно сформировать. И, конечно же, не принудительным путем. Все чаще и чаще педагоги и психологи говорят о том, что научить малыша читать в 4-5 лет гораздо проще, чем в 6-7.

Психологами доказано, что образование  малышей дает хорошие результаты  только во время игры. Дети способны многое усваивать в раннем возрасте, но при этом они испытывают острую потребность играть. И эта потребность в игре должна быть полностью удовлетворена, так как игра в дошкольном возрасте является самой главной, самой значимой деятельностью ребенка. Так, например, принцип игры хорошо реализуется при использовании методики свобода по Монтессори.

Раннее обучение детей подразумевает использование какой-либо методики.

Существует множество методик раннего обучения, каждая из которых имеет цель: научить  ребенка освоить  некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п.  

Рассмотрим популярные методики обучения более подробно.

Кубики Зайцева. 

Хотите научить своего малыша читать как можно раньше?

В этом поможет методика раннего обучения чтению Николая Зайцева.  В основе методики Николая Зайцева лежит принцип чтения по складам, где склад – это пара из согласной и гласной, из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже просто одна буква. Именно «склад», а не звук, буква, слог или слово целиком является основной единицей речи. Ведь все, что мы произносим – это комбинации из согласных и гласных звуков.

В основе обучающей методики лежат принципы:

1. Не стоит долго объяснять – покажите ребенку кубики, которые используют при работе с 2-летними малышами. На гранях кубиков нанесены склады и отдельные буквы.

2.  Родители должны твердо усвоить, что научить читать без проблем и принуждения возможно только с помощью игр.

3. Учиться читать следует систематично и регулярно. Время, отведенное на занятие, как правило, не более 20 минут.

4.  Желательно приобрести таблицы и кубики для игр в семейном кругу. При этом важно держать дидактический материал в рабочем состоянии и следить за порядком.

Что представляет собой пособие для пошагового чтения по методике Зайцева?

  • Кубики (52 шт.). Состоят из 7 повторяющихся слогов, которые детки применяют в создании первых простых слов (МА МА, ДЯ ДЯ, ПА ПА и прочие). Изделия имеют разные цвета, вес и жесткость.
  • Маленькие кубики – это мягкие склады – МЯ, ЛЮ и прочие.
  • Большие – твердые МА, ЛА, БА и другие.
  • Железно-золотые – склады, имеющие мягкий знак.
  • Железно-деревянные – с твердым знаком.
  • Железные – звонки склады.
  • Деревянные – приглушенные.
  • Золотые – гласные.
  • Для пошаговых занятий используются таблицы, картинки и игровое поле.
  • Демонстративный материал размещается на расстоянии 160-170 см от пола, чтобы во время урока дошкольник смотрел вверх и старался держать спину ровно.
  • Оптимально подобранный размер букв, позволяет видеть материал с расстояния 10 метров.
  •  Можно приобрести уже готовый набор кубиков Зайцева, а можно  склеить самим. В интернете можно найти шаблоны, по которым родители могут изготовить кубики самостоятельно. Таблицы нужно  прикрепить на стене так, чтобы было удобно работать стоя, с поднятой головой – во избежание искривления осанки. Настенные таблицы не менее важны, чем кубики, поэтому не пренебрегайте ими.

С чего начать первое занятие?

  • На первом уроке просто дайте малышу  поиграть с кубиками.  Пусть он выберет тот, который ему больше всех понравился. Возьмите его и, поворачивая, пропойте все склады. Да-да, именно пропойте, ведь склады на кубиках нужно не читать, а петь. Доказано, что с пением обучение проходит гораздо эффективнее.  В наборе даже есть специальные попевки Зайцева, которые являются неотъемлемой частью методики. В них строки и столбики, алфавит распеваются с помощью известных мелодий. Во-первых, считается, что пение (или ритмичное проговаривание) способствует скорейшему и более простому запоминанию ребенком складов, улучшает память, служит своеобразной артикуляционной гимнастикой, а во-вторых, даже способно исправить некоторые логопедические недостатки.  Методика построена на том, чтобы малышу было интересно заниматься. Начинать нужно с самого простого — попевок по кубикам, затем по столбцам и рядам. Сначала пусть поет взрослый, ребенку кубики даже не показывайте. Затем, если малыш заинтересуется, покажите кубики – и объясните, что и зачем вы поете. Ребенку обязательно захочется подпевать вам. А позже он и сам будет петь, без вашего участия. Основа методики – попевки и кубики должны быть постоянно вместе. И не переживайте, если ни вы, ни ребенок не обладаете идеальным музыкальным слухом: мелодии настолько просты, что никому не составит труда.
  •  Так, освоив все виды кубиков, переходите к столбикам складов на таблице, предложив  найти кубик с такой же попевкой.
  • Чтобы заинтересовать ребенка, «оживите» кубики, придумайте для них имена, например, большой кубик – папа-медведь Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а маленький медвежонок – маленький кубик-малыш БЬ-БЯ-БЕ-БЮ-БИ-БЕ.
  • Расскажите о звучании «золотых», «железных» и «деревянных» изделий. Предложите разложить кубики по звучанию.
  • Разделите изделия по объему – на один стол отнести все маленькие, а на второй большие. Объясните, что маленькие слоги – мягкие, как малютки. А большие – твердые, поскольку они более крепкие.

Обучение детей чтению по методике Зайцева будет результативным только при неукоснительном соблюдении рекомендаций автора.

По данным преподавателей, которые используют методику обучения Зайцева была составлена такая статистика:

– детки в возрасте трех лет, начинают читать через полгода после начала складового пошагового обучения.

– в 4 года достаточно 16 занятий.

– 5 лет – от 5 до 10 уроков.

– 6 лет – чтение освоено за 4—6 занятий.

Самое главное, что должны усвоить родители и педагоги – это  игровая форма обучения. Во-первых, ребенку должно быть весело, уроки не должны давить на психику, а во вторых, ребенок не должен нервничать.

Как и любая обучающая методика, методика Зайцева имеет свои плюсы, и минусы.

Главные плюсы методики Зайцева:

1. При довольно высокой эффективности, она доступна даже в домашних условиях.

2. Данная методика учит грамотности: в системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ.

3. Можно обучать детей любого возраста, как по одному, так и группами. При работе в группе дети (4-5 лет) читают, считают уже после 20 учебных часов.

4. Уроки не портят зрение, развивают ассоциативное и образное мышление, органы чувств, снимают речевые зажимы.

5. Плюсом обучающей методики является его игровая форма, ведь склады представлены не в книгах и не на карточках, а обозначены на гранях ярких кубиков. Кубики разного цвета, размера, веса и «звука» разработаны так, чтобы помочь малышам «почувствовать» разницу между звонкими и глухими, твердыми и мягкими звуками.

Минусы методики Зайцева:  

1. Ребенок, научившийся читать по кубикам Зайцева, видит в составе слова склады. А в школе мы учим слоги! Склады и слоги слова не всегда совпадают. Например, в слове «тигр» – один слог и 3 склада (по методике Зайцева) «ти-г-р». То есть существует вероятность, что у маленького школьника возникнут трудности с изучением слогов.

2. Могут возникнуть сложности с изучением фонетики. К примеру, в различении мягких и твердых звуков, обозначаемых одной буквой. К примеру, «лес» и «лось». В первом случае «л» мягкий звук, во втором – твердый.

3. Наборы кубиков Зайцева имеют достаточно высокую стоимость – это, как правило, около 4-х тысяч.

В любом случае, стоит ли начинать обучение детей чтению по методике Зайцева, решать родителям.

Продолжение следует…. В последующих статьях будем рассматривать другие популярные обучающие методики.

С уважение, admin Kotya! Отвечу на Ваши вопросы в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.