Вы заметили, что ваш ребенок левша. В возрасте от 3-х  до 6-ти лет уже  можно понять, настоящий ли левша ваш ребенок. Уже хорошо видно, какой рукой малыш берет игрушки, собирает пирамидку, держит ложку, рисует. Также уже понятно, какая рука у него опорная при падении.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу? И как вести себя родителям?

Как правило, у родителей возникает множество вопросов и сомнений. Но не стоит паниковать. Давайте познакомимся с левшами поближе.

Согласно статистики, в мире  левшей около 17 % от всего населения.

Безусловно, левши – это генетически здоровые люди с хорошо развитым правым полушарием мозга. Правополушарность у настоящих левшей уже заложена в ДНК в момент зачатия.  Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий. Каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому.  Как в одном, так и в другом полушарии сосредоточены  совершенно различные центры жизнедеятельности человека.

Например, левое полушарие отвечает за речь и абстрактное мышление. Правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление.

При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение. При доминировании правого – страх и печаль.  Толчками для превращения правого полушария  в левое у детей является начало овладения речью. А также первое осознание ребенком самого себя.  Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука. При доминировании правого полушария – левая.

Существует несколько простых способов. С их помощью родители могут с достаточной достоверностью определить наличие леворукости у своего ребенка.

Например, упрощенный вариант тестирования (М.Г. Князева и В.Ю. Вильдавский). Создаем благожелательную и спокойную обстановку. Садимся напротив ребенка, а не сбоку. Необходимые вещи (карандаши, ножницы, мячи и др.) кладем перед ребенком. Они должны лежать на одинаковом расстоянии от правой и левой руки.

Задание 1. Рисование.

Перед ребенком кладем лист бумаги и карандаши (фломастеры, ручки). Предлагаем нарисовать рисунок. Торопить ребенка не следует. Когда он закончил, следует предложить нарисовать то же самое, но другой рукой. Очень часто дети отказываются, говоря, что не умеют или не получится. Оцениваем оба рисунка. определяем, какой получился более аккуратный.

Задание 2. Открывание небольшой коробочки.

Для этого используем несколько разных коробочек (спичечные коробки, коробки из-под таблеток и др.). В одну из них нужно что-нибудь спрятать. Наблюдаем за действиями ребенка. Та рука, которая совершает наиболее активные действия – является ведущей.

Задание 3. Построение колодца из спичек.

Аналогично предыдущему заданию, ведущей является та рука, которая совершает более активные действия.

Задание 4. Игра в мяч.

Небольшой теннисный мячик необходимо несколько раз бросать и ловить одной рукой. Ребенок сам определяет, какой рукой он будет выполнять задание.

Задание 5. Вырезание ножницами по контуру рисунка на любой открытке.

Доминирующая рука та, в которую берутся ножницы.

Задание 6. Нанизывание бисера (пуговиц, бусин) на иголку с ниткой.

Ведущая та рука, которая более активно выполняет движения. Это не зависит от того, в какой руке будет нитка с иголкой.

Задание 7. Выполнение вращательных движений при открывании и закрывании крышек на пузырьках.

Перед ребенком 2-3 пузырька с широкими крышками. Задача ребенка – крутить крышку той рукой , которой он сам пожелает. Эта рука – ведущая.

Задание 8. Развязывание узелков.

Берем шнурок средней толщины неплотно на небольшом расстоянии друг от друга завязываем несколько узелков. Ребенок их развязывает той рукой, которой предпочитает. Эта рука – ведущая.

Задание 9. Построй из кубиков дом, машину, крепость и др.

Выполняя это задание ребенок, как правило, использует обе руки. Взрослый наблюдает за ребенком. Та рука, которой ребенок поправляет кубики, берет их – ведущая.

Не следует требовать от ребенка, чтобы он выполнил все задания без отдыха. По окончании тестирования следует посмотреть, какой рукой ребенок пользовался чаще.

Особенности левшей.

Безусловно ребенок “правополушарный” – левша  намного отличается от своих сверстников. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют. Лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности. Для них не редок абсолютный слух. Но случается, что  им свойственна задержка речи. Им бывает трудно произносить различные звуки. Во-первых, левши – это люди творчески одаренные. У них развита фантазия, интуиция, музыкальный слух. Во-вторых, они часто имеют уникальные способности. Могут решать нестандартные задачи, проявляют способности в изобразительном искусстве.

Безусловно, такой ребенок непосредствен и доверчив. Легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Левша часто плаксив и капризен. Подвержен ярости и гневу, настойчивый в осуществлении желаний.

В школе ему с большим трудом даются чтение и письмо. Порой овладение этими навыками в первом классе может быть камнем преткновения.

Для повышения самооценки у ребенка левши можно привести множество примеров знаменитых людей. Например, композиторы – Бетховен и  Бах. Художники Микеланджело и Пикассо. Ученые – Эйнштейн, да Винчи, Павлов. Правители – Александр Македонский и Юлий Цезарь.

Особенности воспитания ребенка левши.

Как правило, ребенок – левша нуждается в терпеливой поддержке. Прежде всего, следует ответить на вопрос – нужно ли переучивать ребенка делать все правой рукой?

 Ученые и медики говорят: однозначно не нужно переучивать ребенка левшу. Поскольку это может нарушить психологическое равновесие ребенка. Возможно появление неврозов и навязчивых состояний. Ведь последствия переучивания часто бывают очень печальны. Это и нарушение сна, энурез, утомляемость, снижение памяти, заикание, потеря аппетита, проблемы с пищеварением.  

А вот помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру, это первостепенная задача родителей и воспитателей. Воспитатели детсада, школьные учителя должны не выделять ребенка, относиться к нему с пониманием.

Педагоги начальной школы должны научить левшу писать. При этом важна правильная посадка за партой, положение тетради, направление света, удержание ручки. Лучше, если ребенок будет сидеть за партой на левую сторону. Часто встречается искажение почерка . Это прерывистое написание букв, наклон в обратную сторону, или вовсе его отсутствие. Безусловно, за этим должны следить родители и педагоги.

При обучении чтению возникает другая проблема. Ребенку сложно воспринять текст, тяжело  научиться читать по слогам. В 1 классе дети – левши часто отстают в скорости чтения. Им необходимо появление навыка чтения целым словом. Ни в коем случае не требуйте от ребенка невозможного. И, конечно, не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.

Не ведите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам.

Не старайтесь одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях.

Во-первых, помните, что здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться вам. А невольно поддерживая упрямство, вы создаете почву для неврозов. Не надо стремиться требовать неукоснительного выполнения основных режимных моментов (еда, сон и т.д.).

Во-вторых, при  доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство. Не стоит  воевать с ним из-за частого упрямства. Выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой. Родителям нужно быть очень чуткими и доброжелательными. Безусловно нужно создать благоприятный климат в семье, хвалить за самые малейшие успехи.

Леворукость вашего ребенка – это не патология, не заболевание, не отклонение. В целом такие дети общительные и контактные. Если мы найдем правильные методы воспитания, то все наши проблемы будут разрешимы.

С уважением, admin Kotya! C удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях! Клик по рекламе поможет выжить сайту в это непростое время. Благодарим за понимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.