Обучающая методика Глена Домана основана американским врачом-нейрофизиологом. Доктор Доман установил закономерность. Развивающие занятия эффективны в период наибольшей активности коры полушарий мозга, т. е. в возрасте до 7 лет. Глен Доман считал, что мозг ребенка нужно активно тренировать с самого рождения. Иначе уже к 5–6 годам детям будет сложно учиться и запоминать информацию.
Глен Доман утверждает, что в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить. Нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что малыш способен заучивать информацию.
В чем суть методики Домана?
Обучающая методика Глена Домана состоит из четырех составляющих:
- физическое развитие,
- счет,
- чтение,
- энциклопедические знания.
Физическое развитие.
Оно предполагает как можно раньше приобщать ребенка к различным видам спорта. Это плавание, лыжи, коньки, бег и другие виды спортивных занятий.
Физическое развитие малыша можно начать с горки-трека с бортиками для обучения процессу ползания.
Чтобы получить хороший результат, необходимо ежедневно, без пропусков заниматься физическими упражнениями с ребенком:
- Крутить, вертеть, подбрасывать и покачивать малыша в разных плоскостях, развивая чувство равновесия и вестибулярный аппарат.
- Вставать на ножки с поддержкой.
- Плавать с поддержкой.
- Тренировать захват пальчиками. Когда малыш ухватится за ваш палец или специальный деревянный стержень, нужно потянуть руку вверх, пытаясь приподнять корпус ребенка.
- Подставлять руку, когда малыш пытается оттолкнуться ногами.
Счет и чтение.
Ребенку предлагаются определенные нарисованные карточки со словами, точками (математика) и картинками (окружающий мир). Благодаря им малыши учатся запоминать слова, читать и считать. Рекомендуется буквально с рождения показывать ребенку картинки. Их нужно громко и отчетливо называть. Такие действия формируют даже у грудничка четкую связь между тем, что он слышит, видит и воспринимает в целом.
Существует три вида карточек Домана:
- Со словами — для обучения чтению
- С точками — математические карточки
- С изображениями — энциклопедические карточки
Карточки со словами представляют собой карточки, на которых изображены слова красным крупным шрифтом.
Математические карточки — это карточки с красными крупными точками, расположенными хаотично. Количество точек на карточке от 1 до 100.
Энциклопедические карточки — карточки с картинками.
Энциклопедические карточки — это 10 основных разделов карточек.
- биология
- география
- искусство
- литература
- музыка
- история
- математика
- языки (иностранные)
- физиология человека
- естествознание
Как изготовить карточки самим?
Существуют тысячи различных наборов Домана. Тематические карточки очень просты. Можно купить уже готовые наборы карточек. Изготовить методический материал под силу любому родителю. Скачать в интернете картинки.
Бумагу лучше взять поплотнее, ближе к картону. По поводу ламинирования карточек, мнения расходятся. Ламинированные карточки бликуют, но зато дольше служат. Тут выбор за родителями.
Необходимо соблюдать ряд нехитрых правил, установленных Доманом.
№ 1. Карточка должна быть большой, размер — 28×28 см. Возможно изготовить карточки и немного меньшего размера.
№ 2. Картинка должна быть расположена на белом фоне.
№ 3. На одной карточке должен располагаться только один предмет.
№ 4. Изображение должно быть четким и понятным.
№ 5 Картинка должна быть достоверной. Лучше использовать фотографии или рисованное изображение, максимально приближенное к оригиналу.
№ 6 Предмет должен иметь определенное название, которое следует написать красным маркером печатными буквами под картинкой. Его также нужно продублировать на оборотной стороне карточки простым карандашом. Это нужно для того, чтобы в процессе занятий вы смогли быстро прочитать название.
№ 7 Информация, с которой вы будете знакомить своего ребенка, должна быть новой. Иначе малыш очень быстро утратит интерес к занятиям.
Как работать с карточками? Когда и как показывать карточки ?
Карточки нужно показывать малышу буквально с первых месяцев жизни ребенка.
Раннее начало показа энциклопедических карточек (с картинками) дает больше шансов на то, что ребенку будут интересны карточки в дальнейшем. Позднее начало использования обучающей методики приводит к низкому интересу ребенка. Энциклопедические карточки нужно начинать показывать с 2-3 месяцев.
Карточки со словами для обучения чтению и математические карточки с точками следует применять от 1 года.
Работа с карточками Глена Домана.
Безусловно, ребенок должен быть выспавшимся, бодрым, в хорошем расположении духа, сытым и отдохнувшим после кормления. Необходимо создать условия для занятий. А это тишина, отсутствие громких звуков и отвлекающих движений.
Для начала показа нужно выбрать одну категорию карточек. Именно категорию, а не произвольный набор карточек различных тематик.
Показ определенной категории карточек обусловлен логическими взаимосвязями.
Показывать карточки следует на расстоянии вытянутой руки (не менее 45см). Разговаривать с малышом спокойным и радостным голосом.
Далее быстро (как только сможете) показывайте карточки ребенку. В первые дни знакомства с категорией карточек при показе следует говорить: “ Этот цветок — роза. Это — ромашка. А вот это — пион.”
Когда ребенок привыкнет — можно исключить название категории и произносить только названия карточек. Но когда вы будете вводить в обучение новую категорию карточек — снова начинайте знакомить ребенка с названием категории.
Показ карточек должен происходить очень быстро. В идеале 1 секунда на показ карточки и несколько секунд на то, чтобы произнести название. В начале это может показаться трудным, но вы быстро привыкните и наберете нужный темп.
Скорость — очень важный параметр показа. Именно при скоростном показе карточек активируется правое полушарие мозга. А также развивается фотографическая память, скорость реакции мозга и образное мышление. По словам автора, быстро показать небольшое количество карточек гораздо лучше, чем медленно и много.
Рекомендуется заканчивать показ карточек до того, как этого захочет ваш ребенок. Если вы почувствуете, что у ребенка пропадает интерес, он начинает капризничать или отвлекаться, значит самое время подводить занятие к концу.
Со временем вы поймете, сколько в среднем карточек ребенок сможет изучить до того, как устанет. Важно найти тот самый момент, чтобы закончить чуть раньше. Глен Доман рекомендует устраивать короткие уроки, но заниматься в течение всего дня. Пусть вас это не пугает! Ведь поначалу время, затрачиваемое на показ, не будет превышать пяти минут.
Показывать карточки нужно не менее трех раз в день. Когда вы поймете, что ребенок легко справляется с потоком информации, можно постепенно вводить в обучение новые категории. Каждую новую категорию нужно показывать так же 3 раза в день. Всего в обучении не должно быть больше 10 категорий одновременно.
Обучающая методика Глена Домана развивает у ребенка фотографическую память. Поэтому очень скоро вы заметите, что он усваивает любую информацию буквально на лету. На начальном этапе познакомьте малыша с общими понятиями: «Эта машина — грузовик». Спустя какое-то время вы почувствуете, что вашему ребенку подобной информации мало. Вам наверняка захочется рассказать, что грузовики предназначены для перевозки грузов и используются на стройке, в сельском хозяйстве.
Плюсы и минусы обучающей методики Домана.
Система Домана – это типичный образец интеллектуальных методик.
Плюсы методики в следующем:
- во-первых, обучение не требует много времени и специальных знаний, а в качестве педагогов выступают родители,
- во-вторых, обучение происходит дома, в привычной обстановке, все материалы возможно изготовить самим.
Стимуляция мозговой активности ребенка с раннего возраста. Самый активный период развития мозга человека — до 6 лет.
Именно в этот период закладывается “фундамент” знаний.
Развитие фотографической памяти, скорости реакции мозга и образного мышления.
Освоение ребенком большого количества информации за короткий период времени
Всестороннее развитие. Энциклопедические карточки и программы знаний охватывают огромное количество всевозможных тем.
Но имеются и минусы:
- Во-первых, это пассивная роль ребенка в обучении. Обучение проходит как бы в одностороннем порядке: вы показываете и говорите, а ребенок просто смотрит и слушает, не принимая полноценного участия.
- Во-вторых, задействованы только зрительные и слуховые каналы ребенка, в то время как тактильные, обонятельные и осязательные, которые так важны при раннем развитии, игнорируются, так же отсутствует творческая составляющая.
Некоторые родители считают, что ребенка не учат, а дрессируют. Другие родители хвалят эту методику за раннее развитие «с пеленок». Решение «обучать или не обучать», конечно же, за родителями.
С уважение, admin Kotya! Отвечу на Ваши вопросы в комментариях.