Обучающая методика Глена Домана основана американским врачом-нейрофизиологом.  Доктор Доман установил закономерность. Развивающие занятия эффективны в период наибольшей активности коры полушарий мозга, т. е. в возрасте до 7 лет. Глен Доман считал, что мозг ребенка нужно активно тренировать с самого рождения. Иначе уже к 5–6 годам детям будет сложно учиться и запоминать информацию.

Глен Доман утверждает, что в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить. Нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что малыш способен заучивать информацию.

В чем суть методики Домана?

Обучающая методика Глена Домана состоит из четырех составляющих:

  • физическое развитие,
  • счет,
  • чтение,
  • энциклопедические знания.

Физическое развитие.

Оно предполагает  как можно раньше приобщать ребенка  к различным видам спорта. Это плавание, лыжи, коньки, бег и другие виды спортивных занятий.  

Физическое развитие малыша можно начать с горки-трека с бортиками для обучения процессу ползания.

Чтобы получить хороший результат, необходимо ежедневно, без пропусков заниматься физическими упражнениями с ребенком:

  • Крутить, вертеть, подбрасывать и покачивать малыша в разных плоскостях, развивая чувство равновесия и вестибулярный аппарат.
  • Вставать на ножки с поддержкой.
  • Плавать с поддержкой.
  • Тренировать захват пальчиками. Когда малыш ухватится за ваш палец или специальный деревянный стержень, нужно потянуть руку вверх, пытаясь приподнять корпус ребенка.
  • Подставлять руку, когда малыш пытается оттолкнуться ногами.

Счет и чтение.

Ребенку предлагаются определенные нарисованные карточки со словами, точками (математика) и картинками (окружающий мир). Благодаря им малыши учатся запоминать слова, читать и считать. Рекомендуется буквально с рождения показывать ребенку картинки. Их нужно громко и отчетливо называть. Такие действия формируют даже у грудничка четкую связь между тем, что он слышит, видит и воспринимает в целом.

Существует три вида карточек Домана:

  • Со словами — для обучения чтению
  • С точками — математические карточки
  • С изображениями — энциклопедические карточки

Карточки со словами представляют собой карточки, на которых изображены слова красным крупным шрифтом.

Математические карточки — это карточки с красными крупными точками, расположенными хаотично. Количество точек на карточке от 1 до 100.

Энциклопедические карточки — карточки с картинками.

Энциклопедические карточки  — это 10 основных разделов карточек.

  • биология
  • география
  • искусство
  • литература
  • музыка
  • история
  • математика
  • языки (иностранные)
  • физиология человека
  • естествознание

Как изготовить карточки самим?

Существуют тысячи различных наборов  Домана. Тематические карточки  очень просты. Можно купить уже готовые наборы карточек.  Изготовить методический материал под силу любому родителю. Скачать в интернете картинки.

 Бумагу лучше взять поплотнее, ближе к картону. По поводу ламинирования карточек, мнения расходятся. Ламинированные карточки бликуют, но зато дольше служат. Тут выбор за родителями.

Необходимо соблюдать ряд нехитрых правил, установленных Доманом.

 № 1.  Карточка должна быть большой, размер — 28×28 см. Возможно изготовить карточки и немного меньшего размера.

 № 2. Картинка должна быть расположена на белом фоне.

 № 3.  На одной карточке должен располагаться только  один предмет.

 № 4.  Изображение должно быть четким и понятным.

 № 5 Картинка должна быть достоверной. Лучше использовать фотографии или рисованное изображение, максимально приближенное к оригиналу.

 № 6 Предмет должен иметь определенное название, которое следует написать красным маркером печатными буквами под картинкой. Его также нужно продублировать на оборотной стороне карточки простым карандашом. Это нужно для того, чтобы в процессе занятий вы смогли быстро прочитать название.

 № 7 Информация, с которой вы будете знакомить своего ребенка, должна быть новой. Иначе малыш очень быстро утратит интерес к занятиям.

Как работать с карточками? Когда и как показывать карточки ?

Карточки нужно показывать малышу  буквально с первых месяцев жизни ребенка.

Раннее начало показа энциклопедических карточек (с картинками) дает больше шансов на то, что ребенку будут интересны карточки в дальнейшем. Позднее начало использования обучающей методики приводит к низкому интересу ребенка. Энциклопедические карточки нужно начинать показывать с 2-3 месяцев.

Карточки  со словами для обучения чтению и математические карточки с точками следует применять от 1 года.

Работа с карточками Глена Домана.

Безусловно, ребенок должен быть выспавшимся, бодрым, в хорошем расположении духа, сытым и отдохнувшим после кормления.  Необходимо создать условия для занятий. А это тишина, отсутствие громких звуков и отвлекающих движений.

Для начала показа нужно выбрать одну категорию карточек. Именно категорию, а не произвольный набор карточек различных тематик.

Показ определенной категории карточек обусловлен логическими взаимосвязями.

Показывать карточки следует на расстоянии вытянутой руки (не менее 45см). Разговаривать с малышом спокойным и радостным голосом.

Далее быстро (как только сможете) показывайте карточки ребенку. В первые дни знакомства с категорией карточек при показе следует говорить: “ Этот цветок — роза. Это — ромашка. А вот это — пион.”

Когда ребенок привыкнет — можно исключить название категории и произносить только названия карточек. Но когда вы будете вводить в обучение новую категорию карточек — снова начинайте знакомить ребенка с названием категории.

Показ карточек должен происходить очень быстро. В идеале 1 секунда на показ карточки и несколько секунд на то, чтобы произнести название. В начале это может показаться трудным, но вы быстро привыкните и наберете нужный темп.

Скорость — очень важный параметр показа. Именно при скоростном показе карточек активируется правое полушарие мозга. А также развивается фотографическая память, скорость реакции мозга и образное мышление. По словам автора, быстро показать небольшое количество карточек гораздо лучше, чем медленно и много.

Рекомендуется заканчивать показ карточек до того, как этого захочет ваш ребенок. Если вы почувствуете, что у ребенка пропадает интерес, он начинает капризничать или отвлекаться,  значит самое время подводить занятие к концу.

Со временем вы поймете, сколько в среднем карточек ребенок сможет изучить до того, как устанет. Важно найти тот самый момент, чтобы закончить чуть раньше. Глен Доман рекомендует устраивать короткие уроки, но заниматься в течение всего дня. Пусть вас это не пугает! Ведь поначалу время, затрачиваемое на показ, не будет превышать пяти минут.

Показывать карточки нужно не менее трех раз в день. Когда вы поймете, что ребенок легко справляется с потоком информации, можно постепенно вводить в обучение новые категории. Каждую новую категорию нужно показывать так же 3 раза в день. Всего в обучении не должно быть больше 10 категорий одновременно.

Обучающая методика Глена Домана развивает у ребенка фотографическую память. Поэтому очень скоро вы заметите, что он усваивает любую информацию буквально на лету. На начальном этапе познакомьте малыша с общими понятиями: «Эта машина — грузовик». Спустя какое-то время вы почувствуете, что вашему ребенку подобной информации мало. Вам наверняка захочется рассказать, что грузовики предназначены для перевозки грузов и используются на стройке, в сельском хозяйстве.

Плюсы и минусы обучающей методики Домана.

Система Домана – это типичный образец интеллектуальных методик.

Плюсы методики в следующем:

  • во-первых, обучение не требует много времени и специальных знаний, а в качестве педагогов выступают родители,
  • во-вторых, обучение происходит дома, в привычной обстановке, все материалы возможно изготовить самим.

Стимуляция мозговой активности ребенка с раннего возраста. Самый активный период развития мозга человека — до 6 лет.

Именно в этот период закладывается “фундамент” знаний.

Развитие фотографической памяти, скорости реакции мозга и образного мышления.

Освоение ребенком большого количества информации за короткий период времени

Всестороннее развитие. Энциклопедические карточки и программы знаний охватывают огромное количество всевозможных тем.

Но имеются и минусы:

  • Во-первых, это пассивная роль ребенка в обучении. Обучение проходит как бы в одностороннем порядке: вы показываете и говорите, а ребенок просто смотрит и слушает, не принимая полноценного участия.
  • Во-вторых, задействованы только зрительные и слуховые каналы ребенка, в то время как тактильные, обонятельные и осязательные, которые так важны при раннем развитии, игнорируются, так же отсутствует творческая составляющая.

Некоторые родители считают, что ребенка не учат, а дрессируют. Другие родители  хвалят эту методику за раннее развитие «с пеленок». Решение «обучать или не обучать», конечно же,  за родителями.

С уважение, admin Kotya! Отвечу на Ваши вопросы в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.