ВОЗРАСТ |
Моторное развитие (движения, статика) |
Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки) |
1 месяц
|
— Рефлекторные действия: сосет грудь или соску, двигает ножками и ручками, сжимает ручки в кулачки и подносит их ко рту, при резком звуке вздрагивает.- Пытается поднять и удерживать голову (поднимает подбородок на несколько секунд) в положении на животе.- Потягивается.- При поддерживании подмышками упирается ножками – «автоматическая ходьба».- Сохраняется феномен ползания и гипертонус рук и ног. | — Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.- Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.- Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.- Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки. Крик приобретает эмоциональные оттенки. |
2 месяца
|
— В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.- В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.- При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.- К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.- Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд. | — За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.- Ищет источник длительного звука поворотом головы.- При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.- Становление речи – начинает гулить.- Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение. |
3 месяца
|
— Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.- Хорошо держит голову в вертикальном положении.- Переворачивается со спины на бок.- Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.- Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки. | — Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).- Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).- «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.- Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.- Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.- Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.- Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.- Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.
— Положительные звуки при музыкальных звуках. — С этого возраста рекомендуется начинать играть с ребенком в пальчиковые игры. |
4 месяца |
— Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.- Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.- Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.- Исчезает физиологический гипертонус ног. | — Узнаёт мать, радуется при её виде.- Находит глазами невидимый источник звука.- Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.- При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- Неудовольствие выражается хныканьем.- Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.- Реагирует своим поведением на незнакомое лицо. |
5 месяцев |
— Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.- Уверенно переворачивается со спины на живот.- Берет игрушку из рук взрослого.- Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».- Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.- В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд. | — Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).- Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.- Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.- Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.- Не берет чужую грудь.- Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку. |
6 месяцев |
— Сидит без поддержки.- Пытается ползать.- Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.- Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку. | — По-разному реагирует на свое и чужое имя.- Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.- Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.- Может пить из блюдца. |
7 месяцев |
— Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.- При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.- Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее. | — На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.- Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.- Долго занимается игрушками.- Тянется к своему отражению в зеркале.- Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.- Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др. |
8 месяцев |
— Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.- Простое подражание в игре: стучит, катает.- Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить. | — Громко, четко и повторно произносит слоги.- Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.- Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.- Сам держит и ест сухарик, печенье.- Радуется своему отражению в зеркале, улыбается ему.- Во время бодрствования долго занимается с игрушками. |
9 месяцев |
— Ходит, держась за опору.- Встает на колени.- Садится из вертикального положения.- Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.- С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает. | — Под музыку совершает плясовые движения.- Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.- Находит предмет, независимо от его местонахождения.- Знает свое имя, оборачивается на зов.- Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.- Спокойно садится на горшок.- Различает цвета и форму предметов.- Ищет упавший предмет, запоминает его название. |
10 месяцев |
— Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.- Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).- Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.- Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.). | — Повторяет за взрослыми слоги.- По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.- Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).- Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).- Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба». |
11 месяцев |
— Самостоятельно стоит, делает первые шаги.- Хорошо ходит за одну руку.- Нагибается при поднимании предмета без приседания.- Приседает без опоры.- Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку. | — Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».- Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).- По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.). |
12 месяцев |
— Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу. | — Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.- Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.- Указывает части тела.- Понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения.- Сам без помощи пьет из чашки.- Пытается участвовать в одевании, умывании. |
С уважением, admin Kotya! С удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях! Клик по рекламе поможет выжить сайту в это непростое время. Благодарим за понимание!